Плох тот писатель, который не мечтает об экранизации своих произведений. И тут дело даже не в финансовой стороне вопроса, а скорее в признании. Я хочу поделиться личным опытом и своими соображениями по поводу написания сценария.
Итак, решив написать сценарий, я зарегистрировался на профильном сайте и стал отслеживать форум, на котором появлялись сообщения о поисках сценаристов. Одновременно с этим я изучал литературу, учебники, слушал мастер-классы по написанию сценариев. Даже начал сочинять сценарий, основываясь на одном из своих небольших произведений. Большую помощь в оформлении сценария оказала надстройка к программе Word для соблюдения сценарной разметки. Очень удобно и экономится время.
Общаясь на форуме, я понял, что очень часто под видом поиска сценария или заявки происходит сбор креатива. Это своеобразная «фишка» некоторых компаний или людей, которым не хватает собственных идей. Как говорится: «Предупреждён, значит, вооружён». Но избежать этого не удалось и мне. На некоторые объявления я отправлял заявки и нередко получал отказ или вовсе не получал ответа. Наверно, отсутствие ответа показывало культуру собеседника, точнее, его бескультурье, и с таким человеком впоследствии я переставал общаться. Лучше получить отказ, чем не получить ничего, оставаясь в полном неведении.
И вот в один зимний день читаю объявление о том, что группа людей, увлечённых офф-роудом, ищет автора для написания сценария про джиперов. Так совпало, что я оказался «в теме», поскольку я тоже люблю внедорожники и покорять бездорожье. Написал коротенькую идею, которая после обсуждения была одобрена заказчиком. Затем я приступил к написанию сценария. Понравилось то, что обсуждая с заказчиком по интернету способ оплаты и стоимость сценария, я получил чёткие ответы на все вопросы. Аванс перечислили сразу после отправки сценария. Потом были правки, доработки и перечисление остальной суммы. Я сделал для себя вывод, который позже неоднократно подтверждался на практике и среди коллег по сценарному ремеслу. Если заказчик не отвечает точно и ясно о сроках и стоимости, то либо вы будете работать бесплатно, либо вас используют для сбора креатива и идей. Этот опыт работы с заказчиком, которого я видел только на фотографии в интернете, убедил меня, что трудиться можно и на расстоянии. И ещё один вывод, к которому я пришёл – быть честным с заказчиками. Это значит не водить их за нос, если сказал, что напишу сценарий к нужному им сроку, то и писал, и делал правки, учитывая их замечания и пожелания. В феврале 2015 года на экран вышел короткометражный фильм про джиперов – «Джиперы и Новый год».
Несмотря на то что я автор сценария, сам ещё не посмотрел фильм, так как его нет в интернете. Хотя заказчик и обещал мне прислать копию после урегулирования всех юридических вопросов. После этого фильма был опыт работы с радио – писал сценарий для радиопостановки. Также мной написаны сценарии для рекламных роликов, но это мелкие заказики больше для тренировки, чем для души. В настоящий момент я жду выхода нескольких документальных фильмов, съёмки которых ведутся по моим сценариям. К слову сказать, для двух фильмов сценарии писал бесплатно, только за имя в титрах. К этому тоже надо быть готовым, поскольку имя и опыт приносят известность впоследствии.
Что дал мне этот опыт? Многое!
Во-первых, я усвоил прописную истину, что между сценарием к фильму и произведением, по которому он написан, большая, я бы даже сказал огромная, разница. В сценарии должно быть действие, происходящее в настоящем времени. Мысли, лирические отступления, внутренние монологи и многое, что может себе позволить писатель, неприемлемы в сценарии. Если в сценарии пишется, что горит дом, то в произведении подобное событие можно передать через внутреннее ощущение героя, через его видение. В сценарии этого нет.
Во-вторых, никто не будет читать ваш сценарий на 300 страниц, да ещё и набранный 12 кеглем! Существует строгий формат, которого необходимо придерживаться. Отправляя свой сценарий на конкурс или заказчику, позаботьтесь о том, чтобы он был аккуратно и грамотно оформлен. Следует учитывать и хронометраж, который легко считается. Стандартный полнометражный фильм – это 90–120 страниц сценария. Одна страница сценария – одна минута фильма. Таким же образом считается и хронометраж короткометражного фильма.
В-третьих, в сценарии необходимо сжать и уплотнить конфликт персонажей, наполнив его действием и диалогом. Нельзя озвучивать то, что зритель и так увидит на экране, например: герой берёт ручку и говорит: «Напишу-ка я письмо» и пишет. Зрителю гораздо важнее узнать, о чём пишет герой. На каждой странице сценария должно быть интересно, чтобы у читающего постоянно крутился вопрос: «Что же дальше?».
В-четвёртых, хотя это надо бы поставить на первое место – никогда не сдаваться! Получили отказ, раскритиковали ваш сценарий, не унывать! Учесть ошибки, если возможно, то исправить, и продолжать писать, искать, творить! Продолжать общаться с коллегами, продюсерами, режиссёрами, участвовать в конкурсах, съёмках (по возможности), но не опускать руки. Писать, писать и ещё раз писать, оттачивая своё мастерство! Учиться, посещать семинары, курсы, всё, что придётся вам по душе и даст толчок к новым идеям!
Написание сценариев – одна из интереснейших сторон писательского ремесла! И я готов ответить на вопросы читателей журнала и подписчиков группы ВКонтакте.
Желаю всем удачи!
Дмитрий Новоселов
Писатель, сценарист, копирайтер, фотограф, путешественник.
Уважаемые читатели!
Если Вам интересен опыт Дмитрия, и у Вас возникли вопросы к нему – присылайте их нам на почту editor-muza@mail.ru с заголовком «Вопросы Дмитрию Новоселову». Вопросы принимаются до 15 мая 2015 года включительно. Просьба подписываться или указать, что Вас нужно представить «анонимом».
Редакция
Be First to Comment