Эта статья будет полезна тем, кто по каким-то причинам решил продвигать своё творчество самостоятельно, но пока не имеет опыта.
Прежде чем мы приступим непосредственно к продвижению, стоит обратить внимание на то, что это такое, и на что отчаянный писатель решил пойти. Данная статья является субъективным мнением автора и не претендует на истину в последней инстанции. Всё основано на личном опыте создания IT-бизнеса.
Начнём с того, что продвижение – это одно из обязательств, которые берёт на себя издательство, выпуская какую-либо книгу. У крупных и даже мелких издательств уже есть выходы на книжные как онлайн, так и оффлайн магазины, есть штатные маркетологи, редакторы, дизайнеры, есть быстрый доступ к статистике продаж – одним словом, продвижение для издательства является отлаженным бизнес-процессом, в котором автор почти не принимает участия. А теперь представьте, что весь этот бизнес-процесс предстоит создать вам с нуля и в одиночку. Если такая перспектива вас не пугает, то продолжим. Продвижение себя, как начинающего автора, потребует материальных и временных затрат, которые не факт, что окупятся. По сути, вы являетесь инвестором проекта с туманными перспективами, где всё зависит от вас.
Как рассуждают матёрые инвесторы? Имеет смысл вкладывать в проект, у которого есть чёткий бизнес-план, включающий в себя финансовую модель со сроками выхода на самоокупаемость и прибыль, расписанный маркетинговый план (это не только реклама, но и позиционирование, описание конкурентов, ваше отличие от них – уникальность), наличие большой потенциальной аудитории для вашего продукта (в цифрах) и многие другие вещи – эти, на мой взгляд, самые основные. Да, как только вы собираетесь продвигать своё произведение, оно становится продуктом и начинает конкурировать на рынке с другими произведениями за умы и сердца читателей, поэтому законы бизнеса применимы здесь так же, как если бы вы собирались продавать молоко, которое дала ваша ненаглядная корова Зорька.
Внимание! Если вы считаете, что конкурентов у вас нет, то либо вы гений, либо плохо поработали. Как думаете, какой вариант выбирают инвесторы?
Если вы никогда не имели дело с бизнесом, то написание бизнес-плана для вашего романа может показаться сложным занятием, а то и вовсе ненужным. «У меня отличный роман, он сам себя продаст», – подумают многие. Если вы так решили – потратьте немного денег, напечатайте книгу и выходите на улицу продавать – посмотрим на ваши результаты. Если вы не профессиональный менеджер по продажам и переговорщик с большой буквы, то сдаётся мне, что вы потратите время зря. Я бы рекомендовала продумать хотя бы минимально свой «бизнес-план» и ответить на следующие вопросы:
1. Чем моя книга отличается от книг конкурентов?
2. Кто мой читатель? (пол, возраст, увлечения, образование, проблемы)
3. Сколько я готов потратить на продвижение, не ожидая прибыли?
4. Какие основные каналы привлечения читателей?
Итак, вы ответили на эти вопросы. Прекрасно! Ответы понадобятся вам для составления более детальной и продуманной рекламной кампании, но прежде чем решиться на самопродвижение, каким бы гениальным не был ваш роман, и стать инвестором себя самого, стоит задать ещё один вопрос: «Насколько я компетентен в самопродвижении?». Чтобы на него ответить, необходимо провести эксперимент.
Для начала дайте определение понятию «успешный эксперимент». В данном случае «успех» не эфемерное слово, а показатели, выраженные в цифрах. Я предлагаю вам воспользоваться классической системой постановки целей SMART, применяемой в маркетинге и управлении проектами. Например:
S (specific) – конкретный. Привлечь читателей на страницу своего романа.
M (measurable) – измеримый. 100 посещений страницы.
A (achievable) – достижимый. Чтобы достичь цели, нужно дать рекламу в социальных сетях, форумах, тематических ресурсах.
R (relevant) – актуальный. Действительно ли реклама позволит мне достичь цели? Провести анализ рекламных площадок, убедиться, что они действительно работают. Если нет, подобрать альтернативу.
T (time-bound) – ограниченный во времени. Достижение цели через 1 неделю ровно.
Таким образом, через 1 неделю вы точно будете знать, есть ли у вас минимальные компетенции в продвижении. Естественно, цели могут быть разными, как и способы их достижения и временные рамки. Главное не обманывать себя и в случае неудачи честно посмотреть в глаза и отказаться от идеи самопродвижения – лучше заниматься тем, что у вас хорошо выходит и не тратить время впустую. Вы можете быть отличным писателем, но плохим маркетологом – в этом нет ничего страшного, просто разные люди имеют разные склонности и таланты.
Если эксперимент оказался успешным, то радоваться я бы не советовала. Это всего лишь первый эксперимент. Нахождение оптимального источника траффика как по качеству, так и по количеству – это серия экспериментов. А 100 посещений страницы – ведь не конечная цель. Главное – количество читателей, отзывов, и, в конце концов, продаж. Таким образом, каждая SMART цель следует за другой. Вы двигаетесь к конечной цели, которую разбиваете на более мелкие, и постепенно приближаетесь к главному призу, который себе нарисовали в мечтах.
Безусловно, если у вас совсем нет опыта в продвижении, я бы рекомендовала пройти онлайн-курсы по интернет-маркетингу, чтобы представлять, что это такое более цельно.
Подводя итог, могу сказать следующее: самопродвижение – это симбиоз таланта писателя и таланта маркетолога. Одно без другого не даст результат ни при каких денежных вливаниях. Поэтому убедитесь сначала, что ваше произведение достойно, и только потом проводите эксперименты.
Анна Сахновская (писательница, главный редактор журнала «MuZa».
Уважаемые читатели!
Если Вам интересен опыт Анны, и у Вас возникли вопросы к ней – присылайте их нам на почту editor-muza@mail.ru с заголовком «Вопросы Анне Сахновской». Вопросы принимаются до 27 июня 2015 года включительно. Просьба подписываться или указать, что Вас нужно представить «анонимом».
Редакция
Be First to Comment