С подачи школьного учителя в вас может проснуться вдохновение для превращения мыслей в печатное слово. Может быть, это будет желание подарить своему малышу его личную сказку, где он главный герой. Или вы увлечённо рассказывая друзьям историю из жизни, однажды упорядочиваете этот поток, направляя его в не всегда спокойную гавань письменного творчества. Путей в писательство столько же, сколько писателей, сколько людей вокруг.
Писать — значит, оставлять личный буквенный след, но не только на бумаге. Писатель кодирует образы многомерной жизни в плоскость бумажного листа или экрана монитора. Он посредством слова создаёт новые миры, доступные читателям. Именно писатели формируют вселенную, меняя мировоззрение людей. Для истинного творца меткого слова гораздо важней не сами слова, построение фраз, не сюжет или то, про что и как он пишет. Самое главное определить для себя зачем писать, что формировать своим творчеством в умах читателей. Вести их к свету или показывать тьму, правду говорить или лукавить. Не обязательно даже отдельно формулировать для себя подобную цель творчества, она выстроится сама, согласно совести или бессовестности каждого пишущего. Поэтому ещё главней всего в писательстве, равно как и в любом другом творчестве, быть человеком. Приоритет желательно ставить не на оттачивание писательского мастерства, что тоже нужно, а на развитие себя как человека, на самосовершенствование. При этом регулярно писать и тогда проявится истинный талант.
В эру интернета и информационного взрыва пишут все, кому не лень. Опубликовать своё произведение в сети ничего не стоит. Есть площадки для блогеров, социальные сети, онлайн-журналы и специализированные порталы для поэтов и писателей разного толка и вида. Наконец, можно создать свой сайт и писать в него всё, что хочешь, в рамках законодательства разумеется. При всём том можно и нужно писать талантливо — изящно, ёмко, многослойно, увлекательно и убедительно — собирая при этом толпы читателей-почитателей и даже делая на своём таланте хорошие деньги.
Всё можно, что позволяет человеку его совесть. Если она атрофировалась за ненадобностью, все творения, какими гениальными они бы не казались, через годы или столетия скатятся с горки успеха и покроются пеплом забвения. Однако, пока это бестселлеры, пока их покупают, эти тексты многократно читаемы, а значит мировоззрение написавшего их в разных дозах прививается обывателям — людям, которые потребляют творчество. Различение каждому даётся по его нравственности. Соответственно, что писать и что читать, каждый решает, исходя из своей системы ценностных приоритетов.
Я пишу с детства. Началось всё с банального ведения дневников, а вылилось в написание рассказов, статей, эссе, сказок и стихов. Одно время, уже закончив вуз с красным дипломом и работая экономистом по специальности, решила получать второе высшее образование — журналистское или филологическое.
— Для чего? — спросил знакомый, когда я поделилась планами.
— Чтобы писать, быть журналистом и публиковаться.
— Тогда пиши. В вузе никто за тебя учиться не будет. Три года суеты — оно тебе надо?
— Но как меня возьмут в газету без образования?
— Одной вышки достаточно. Будут смотреть не на диплом, а на то, как ты пишешь.
На следующей неделе я уже стояла в редакции местной газеты и слушала наставления заместителя главного редактора, которая предложила для пробы написать небольшую заметку о том, что мне интересно.
— Представь, что читатель открывает свежую газету за утренним чаем, — говорила она, — Напиши так, чтобы ему хватило чтива как раз на одну чашку чая и у него не возникало желания переключиться читать что-то другое. Пиши занимательно!
Через пару дней я принесла очерк о горном турпоходе по Северному Кавказу. После почти месячного молчания со стороны редакции, уже не зная, что и думать, позвонила. Оказалось, что они в издательской суматохе потеряли мои контакты и давно меня разыскивают, а тот очерк уже опубликован и мне надо идти к главному редактору за первым гонораром и своими авторскими газетными экземплярами. Сказать, что я обрадовалась, значит ничего не сказать.
С тех пор много воды утекло. По-прежнему пишу и доказательством выступает данная статья. Я — свободный журналист. В моём собрании сочинений есть художественные рассказы и сказки, но в пропорции к статьям их маловато. Статьи, так же как и всё вообще, пишу по зову сердца. Прошу не путать с вдохновением, являющимся лакмусовой бумажкой того, нравится ли вам то, что вы делаете или нет. Когда в крови азарт и желание писать настолько сильное, что не писать нельзя, всегда найдётся на это время, возможность и пресловутое вдохновение, отсутствие которого часто служит причиной для того, чтобы не писать. На самом деле, если чего-то делать не хочется, нужно прислушаться к себе и понять почему.
У меня также есть собрание несочинений. Это отдельный файл, куда кратко по пунктам записываю всё, что хочу написать. Это не план того, что когда-нибудь обязательно напишу, а лишь возникающие спонтанно озарения, идеи, мечталки и хотелки, обозначенные как названия рассказов, сказок или темы статей. Идей всегда больше, чем времени на их реализацию, и это норма. Идею же о подобном собрании вычитала в книге Виктора Кротова «Написать свою книгу». К слову, я более четырёх лет занимаюсь в его виртуальной литературной студии «Изюминка», которую он ведёт в своём Живом Журнале и куда каждый желающий может записаться. И на занятиях в котором это собрание меня не раз выручало. Рекомендую каждому пишущему завести себе такое же.
Долгое время печатала свои рассказы в личном блоге. Там же были и краткие заметки текущей жизни с фотографиями. Умение писать это развивало лишь в контексте своей регулярности — хотелось радовать постоянных читателей. С другой стороны, виртуальный дневник обыкновенно истощает автора, и спустя время я очень остро это на себе ощутила. Драгоценная творческая энергия сиюминутно по горячим следам озарения сливается в интернет для миллионов потенциальных читателей, реальные единицы или десятки которых потом напишут комментарии, на ответы которым тоже уйдёт время и энергия. Обратная связь нужна, но без суеты и спешки, электронную и обычную почту ещё не отменили. Если что-то выкладывать на всеобщее обозрение в сеть, то только то, что вы можете издать в бумажном виде — в газете или сборнике, в книге или журнале. То есть показывать людям законченные произведения. Блоги к этому не располагают. Чем старше по времени выкладывания запись, тем она считается наиболее устаревшей и соответственно малочитаемой.
Есть множество интернет-площадок и онлайн-журналов, где с радостью примут ваши произведения. Где-то платят за это небольшие деньги. Кое-что я уже перепробовала, где-то, не буду показывать пальцем, насобирала печального опыта, но всё-таки нашла место, где интересно печататься и общаться с читателями по сей день. Называется проект «Живая Газета» и с некоторых пор вследствие активности, стала там внешкором. Все статьи там проходят премодерацию, что изначально обязывает писать их качественно. Есть готовые рубрики, а можно вести свою авторскую колонку, но это не блог, а газета для пишущих и читающих, которую создаёте вы сами. В темах нет ограничений, и это большой плюс. Впрочем, не буду лукавить и скажу, что знакома лично с создателем этого проекта и знаю его как хорошего порядочного человека. Зарегистрировалась там вначале, чтобы просто ему помочь, но постепенно втянулась, и мне там как писателю, журналисту и читателю очень уютно, поэтому всем, кто любит писать и пишет, его рекомендую, и вам конечно тоже. Кстати, там даже предусмотрена поощрительная система выплат за каждую интересную читателям статью — небольшие деньги, но получить их за своё творчество приятно любому.
Концептуально ровно тоже самое могу сказать про журнал для писателей «Муза» — мне он понравился с самого первого номера. Во-первых, своей человечностью, а уже во вторую очередь полезностью и информативностью. Поэтому вы, дорогие читатели, видите сейчас мою статью именно здесь, в месте где любой, без преувеличения, писатель найдёт для себя что-то полезное.
Учиться никогда не поздно, даже если за плечами десятки изданных книг и приличные гонорары. Учиться всем вместе и друг у друга. Лишь тот, кто остановился в своём развитии, считает, что он уже всё знает и умеет. Наличие изданных бестселлеров ещё не делает писателя настоящим творцом. Писателя делают бестридеры, а чтобы их написать, нужно знать, зачем пишешь, что хочешь донести до людей своим творчеством. Ведь, как сказал Михаил Генин: «Писатель — это не тот, кто много пишет, это тот, кого много читают».
Моя писательская цель — это добрые детские сказки, которые будут жить в веках. Всё остальное писательское творчество, включая тонны личных дневников, лишь ступеньки на пути к этой вершине. Достигну я её или нет — не знаю, на всё воля бога. Но я иду, и это дорога моего сердца.
Какой дорогой идёте вы?
Ангелина Веретенникова
Be First to Comment