Отрывок из интервью с поэтом Львом Обориным (MuZa #17):
Лев, спасибо, что согласились на интервью! Хочу начать с того, что, думаю, будет интересно нашим читателям. Очень многие публикуют свои творения на портале «Стихи.ру». В одном из ответов на TheQuestion.ru вы примерно сказали, что там нет профессиональных поэтов и уровень этого портала крайне низок. Что делать людям, которые стремятся стать профессионалами, куда им отправлять свои стихи, с чего начать путь?
— Проблема «Стихов.ру» — принципиально любительское устройство. Там нет никакой редактуры — нет, следовательно, и ориентиров. Как я писал на TheQuestion, население «Стихов.ру» равно населению крупного города — скажем, Владивостока. И это пугающее количество пользователей порождает пугающее количество текстов. Когда дело доходит до их критики, пользователи либо высказываются в манере петуха и кукушки из басни Крылова, либо оценивают стихи, не владея элементарной филологической грамотностью. Однако, если набрать в Гугле «современная поэзия», то уже второй ссылкой (первой будет малоосмысленный паблик ВКонтакте) выскочит сайт с вполне адекватным набором авторов, многие из них — современные классики, сделавшие в поэзии многое (Парщиков, Гандлевский, Соснора, Цветков, Айги, Кривулин, Седакова, Шварц, Пригов…). Можно для начала хотя бы почитать их. Авторов самых разных манер, но, как правило, по-настоящему интересных можно найти в журнале поэзии «Воздух» — там же будут и статьи о поэзии, и рецензии на новые книги. Молодая, часто экспериментальная поэзия обитает на сайте «Полутона». По-прежнему интересными бывают публикации «Журнального зала», где собраны в своих нынешних инкарнациях те толстые журналы, которые выходили еще в Советском Союзе, и их продолжатели. Можно назвать еще с десяток изданий, сетевых и бумажных. Общий совет — именно больше читать. Большинство современных русских поэтов есть в Интернете, это живые люди, ведущие свои страницы в социальных сетях и порой открытые для общения. Имеет смысл предлагать свои стихи для публикации в те издания, которые пришлись вам по душе, завязывать литературные знакомства. И помнить, что хороших стихов сейчас не мало, а много. Вы должны предложить что-то новое, чтобы вызвать к себе интерес.
Появляются ли какие-то новые приемы в стихосложении или все у нас вращается по кругу? Другими словами, эволюционирует ли поэзия?
— Конечно, появляются. Другой вопрос — новые для кого. Очень большая часть технических средств уже придумана или даже забыта, но при этом может быть возвращена в оборот, как, например, античные или древнескандинавские метры. Среди технических вещей, которые в современной русской поэзии выглядят свежими, я отметил бы, например, гетероморфный стих (тип стиха, сочетающий различные регулярные метры с верлибром или прозаическими отрывками), корни которого лежат еще в начале XX века, но который был во младенчестве придушен силлабо-тонической «обязаловкой» официальной советской поэзии; разноударную рифму, которой виртуозно пользуется, например, Владимир Гандельсман («Он остановится у рыбного, / Где краб карабкает аквариум / С повязкой на клешне, и на него / Похожий клерк в другом окне угрюм»), консонансную рифму, где ударные гласные различаются, а согласные и безударные гласные совпадают, использование в поэзии средств языков «других рядов» — например, языков программирования, такие недавно вошедшие в моду приемы визуальной поэзии, как блэкаут, — искажение готового текста, в котором зачерняются все не нужные поэту слова, а нужные оставляются и составляют готовое сообщение.
Есть, конечно, и более глубокие изменения, не связанные напрямую с формальными изысками. Например, у многих поэтов младших поколений из поэзии исчезает активный субъект, активное поэтическое «я». «Как же без «я»?» — спросят здесь. Оказывается, можно без «я» — вернее, с «я», не стремящимся во что бы то ни стало выразить свою неповторимость (как правило, это оборачивается как раз клишированностью), а с «я», превращенным в оптику, в способ наблюдения: в том, как увидено нечто — ситуация, пейзаж, отношения, проблема, — и выражается индивидуальность, поскольку присутствие наблюдателя, как нам известно из физики, неизбежно влияет на наблюдаемое. Впрочем, такой способ письма, еще года три назад невероятно свежий, понемногу становится общим местом — я думаю, что он останется в поэзии как важный, плодородный слой почвы, поверх которого будут расти следующие слои.
© Лев Оборин MuZa #17
Чтобы прочитать интервью полностью, оставьте нам свой email на главной странице сайта, чтобы получить журнал.
Если номер 17 не является последним, то его можно получить за вознаграждение журналу. Как получить прошлые номера.
Любая перепечатка отрывка интервью только с разрешения редакции журнала и с рабочей ссылкой на журнал. Связаться с редакцией: editor-muza@mail.ru
Be First to Comment